Возникновение храма и его архитектурных форм
Устройство православного храма основано на многовековой традиции, восходящей к первому храму-палатке (скинии), сооруженному пророком Моисеем за полторы тысячи лет до Рождества Христова.
Ветхозаветный храм и разные богослужебные предметы: жертвенник, семисвечник, кадильница, облачения священников и другие — были сделаны по откровению свыше. “Все сделайте, как Я показываю тебе, и образец всех сосудов ее; так и сделайте их, — сказал Господь Моисею, — Поставь скинию по образцу, который был показан тебе на горе” (Здесь имеется в виду гора Синай. Исх. 25:9 и 26:30).
Примерно через пятьсот лет после этого царь Соломон заменил переносную скинию (палаточный храм великолепным каменным храмом в городе Иерусалиме. Во время освящения храма таинственное облако сошло и наполнило его. Господь сказал Соломону: “Я освятил сей храм и будут очи Мои и сердце Мое там во веки.” (3 Царств. 8 и 9-я главы, 1 Паралип. 6-7 главы).
В течение десяти веков, от времени царствования Соломона до времени жизни Иисуса Христа, Иерусалимский храм был центром религиозной жизни для всего еврейского народа.
Господь Иисус Христос посещал восстановленный после разрушения Иерусалимский храм и молился в нем. Он требовал от евреев благоговейного отношения к храму, приводя слова пророка Исаии: “Дом Мой назовется домом молитвы для всех народов,” и выгнал из храма тех, кто вел себя в нем недостойно (Ис. 56:7; Мт. 21:12-13; Мр. 11:16; Иоан. 2:13-20).
После сошествия Святого Духа апостолы, по примеру Спасителя, также посещали ветхозаветный храм и молились в нем (Деян. 2:46). Но при этом они начали дополнять храмовые богослужения особыми христианскими молитвами и таинствами. А именно, по воскресным дням (в “День Господень”) апостолы с христианами собирались по домам верующих (иногда в особо предназначенных для молитвы помещениях — икосах) и там молились, читали Священное Писание, “преломляли хлеб” (совершали Литургию) и причащались. Так возникли первые домашние церкви (Деян. 5:42; 12:12; 20:8; Рим. 16:4; Кол. 4:15). Позже, во время гонений со стороны языческих правителей, христиане собирались в катакомбах (подземных помещениях) и там совершали Литургию на гробах мучеников.
В первые три столетия христианства, из-за постоянных преследований, христианские храмы были редким явлением. Только после объявления императором Константином Великим свободы вероисповедания, в 313-ом г., христианские храмы начали возникать повсеместно.
Поначалу храмы имели форму базилики — продолговатого четвероугольного помещения с небольшим выступом при входе (портиком, или крыльцом) и закруглением (апсидой) на противоположной входу стороне. Внутреннее пространство базилики разделялось рядами колонн на три или пять отделений, называемых “нефами” (или кораблями). Средний неф был выше боковых. Наверху его устраивались окна. Базилики отличались обилием света и воздуха.
Вскоре стали возникать и другие формы храма. Начиная с 5-го столетия в Византии начали строить храмы крестовидной формы со сводом и куполом над средней частью храма. Редко строились круглые или восьмигранные храмы. Византийская церковная архитектура оказала большое влияние на православный Восток.
Одновременно с принятием христианства на Руси возникает русская церковная архитектура. Ее характерной особенностью является устройство купола, напоминающего пламень свечи. Позже появились и другие архитектурные формы, на Западе, например, — готический стиль: храмы с высокими шпилями. Таким образом, облик христианского храма создавался веками, приобретая в каждой стране и в каждую эпоху свой неповторимый облик. Храмы с древнейших времен украшали города и села. Они стали символом одухотворенного мира, прообразом грядущего обновления вселенной.
Количество куполов (глав) на храме имеет свое значение. Один купол ставится в честь единого Бога, три — в честь Святой Троицы, пять — в честь Спасителя и четырех Евангелистов, семь — в честь семи таинств, тринадцать — в честь Спасителя и двенадцати апостолов.
Над входом в храм или несколько в стороне от него помещается колокольня. Звон колоколов напоминает верующим о богослужении в храме. Медленный звон в самый большой колокол называется благовест. Такой звон употребляется перед началом богослужения, например, перед всенощной или литургией. Радостный мелодичный звон всех колоколов, называемый трезвоном, совершается в праздничные дни. В дореволюционное время в России трезвонили в течение всей пасхальной недели. Поочередный печальный звон в разные колокола называется перезвоном; он употребляется при погребении.
“Звон колоколов — это не просто гонг, созывающий людей в церковь, а мелодия, одухотворяющая окрестности храма, напоминающая о молитве тем, кто занят трудом или находится в пути, кто погружен в монотонность будней… Колокольный звон — своего рода музыкальная проповедь, вынесенная за порог церкви. Он возвещает о вере, о жизни, пронизанной ее светом, он будит уснувшую совесть” (Прот. Александр Мень).