Священные облачения

Священные облачения

Для совершения богослужения священнослужители облачаются в священные одежды, украшенные крестами.

Одежды диакона: стихарь, орарь, и поручи. Стихарь это — длинная одежда, с отверстием для головы и широкими рукавами. Такую одежду могут носить псаломщики и прислужники. Орарь — это длинная широкая лента из той же материи, как и стихарь и носится диаконом на левом плече сверх стихаря. Поручи (нарукавники) надеваются на руки и употребляются для большего удобства при богослужении.

Одежда священника: подризник, епитрахиль, пояс, поручи и риза (фелонь). Подризник — это своего рода стихарь. Он делается из тонкой материи и рукава у него узкие со шнурками, которыми они прикрепляются к руке; на него сверху надевается риза.

Епитрахиль — это сложенный вдвое диаконский орарь; огибая шею, он спускается спереди вниз двумя концами, которые для удобства соединены между собой пуговицами. Без епитрахили священник не может совершать ни одной службы, как и диакон — без ораря. Пояс надевается поверх епитрахили и подризника для большей свободы в действиях при священнослужении. Риза или фелонь надевается священником сверх других одежд. Это длинная одежда, широкая, без рукавов, с отверстием для головы сверху и с большим вырезом спереди для свободного действия рук. По виду она напоминает ту багряницу, в которую был облачен страдавший Спаситель. Сверх фелони на груди у священника находится наперсный крест. Некоторые священники с годами получают награды: скуфью (конусообразная фиолетовая шапочка), набедренник (прямоугольный продолговатый плат, который носится на правом бедре), камилавку (фиолетовая шапка, несколько расширяющаяся наверху), золотой крест, палицу и крест с украшениями.

Одежды епископа (архиерея): подризник, епитрахиль, поручи и пояс, как у священника; вместо же фелони, епископы надевают саккос, похожий на укороченный снизу и в рукавах стихарь. Сверх же саккоса епископы носят омофор (наплечник); это — длинный широкий плат, украшенный крестами; он возлагается на плечи епископа так, что один конец его спускается спереди, а другой сзади. Без омофора епископ не может совершать никакой службы; одежда эта напоминает ему, что он должен заботиться о спасении заблуждающихся подобно евангельскому доброму пастырю, который, отыскав пропавшую овцу, несет ее домой на своих плечах. На правом бедре епископ надевает палицу — плат в виде ромба, имеющий геометрическую форму ромба. На груди поверх саккоса, кроме креста, епископ носит панагию: небольшой круглый образ Спасителя или Божией Матери, обыкновенно украшенный цветными камнями. При служении епископы употребляют жезл, или посох, как знак высшей пастырской власти. Головным украшением епископа во время службы в храме является митра, украшенная небольшими образками и цветными камнями.

Во время богослужения под ноги епископу подкладываются орлецы — небольшие, круглые коврики с изображением орла, летящего над городом.

Цвет облачений применяется к праздникам и церковным периодам. Большую часть года употребляются золотые облачения. В пасхальный и рождественский периоды употребляются белые облачения; на праздники в честь Божией Матери — голубые; в будние дни Великого поста — черные; в субботы и воскресения Великим постом — красные; на Троицу и в Вербное воскресенье — зеленые.

< оглавление