О Таинствах Исповеди и Причащения

О Таинствах Исповеди и Причащения

«Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день».
(Евангелие от Иоанна, гл. 6, ст. 53–54)

Таинство причащения существует в Церкви с тех пор, как на Тайной Ве­чере Господь Иисус Христос преломил хлеб и, раздав Своим ученикам, сказал: “Сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание”. Потом Он взял в руки чашу с вином, подал им и сказал: “Сия чаша есть Новый Завет в Моей Кро­ви, которая за вас проливается” (Евангелие от Луки, гл. 22, ст. 19–20). После крестной смерти Учителя Его ученики стали собирать­ся вместе для преломления хлеба и вкушения вина в воспоминание о страданиях, смерти и воскресении Господа. В первые десятиле­тия новой эры у Церкви не было ничего важнее памяти о Спасителе. Тем, что соединяло учеников, что, собственно, и делало их Цер­ковью, была их совместная жизнь во Хри­сте, которая находила свое максимальное выражение в причащении, когда они приоб­щались Тела и Крови Христовых под видом хлеба и вина в воспоминание о Его смерти и воскресении.

Причащаясь, мы принимаем в себя Тело и Кровь Бога, ставшего Человеком. Ины­ми словами, происходит наше соединение с Божеством, выраженное не просто в об­щении с Богом. Господь входит внутрь на­шего естества, причем это вхождение Бога совершается не каким ­то символическим или духовным способом, но абсолютно ре­ально — Тело Христово становится нашим телом и Кровь Христова начинает течь в на­ших жилах. Это то, что ни одна другая рели­гия не может дать человеку. В том и состоит уникальность христианства, что Христос становится для человека не просто учите­лем и нравственным идеалом, Он становит­ся для него пищей, и человек вкушает Бога, соединяясь с Ним духовно и телесно.

Все мы живем с разной интенсивностью духовной жизни, и не каждый может отда­вать Богу всего себя ежедневно. Часто мы не можем организовать свою жизнь так, чтобы приходить к причастию даже раз в неделю. Но важно, чтобы причастие не превращалось в редкое событие, которое происходит либо по особым случаям, например, в день анге­ла или по большим праздникам, как Пасха и Рождество. Причастие — это ритм христи­анской жизни, а не исключение из правил.

В Таинстве причащения мы встречаем­ся с Самим Богом так близко, как никто не мог бы и представить себе — приближаем­ся к огню, который может согреть, но мо­жет и обжечь. Поэтому приступать к чаше нужно с особым благоговением, со страхом Божиим, любовью и верою. Для того чтобы помочь нам настроиться на нужный лад, Церковь установила особые правила подго­товки к причастию.

Прежде всего, вы должны быть креще­ны в Православной Церкви и иметь право­славную веру. Причастие невозможно для человека, сознательно отвергающего догма­ты христианского вероучения. Если вы не знаете, крещены вы или нет, или не увере­ны, что вас правильно крестили, обратитесь к священнику для решения этого вопроса. К Богу следует приходить с чистой со­ вестью, очищенной покаянием, поэтому перед причастием необходима исповедь. При подготовке к исповеди следует вспом­нить и, при необходимости, записать на бумагу те поступки, в которых вас облича­ет совесть перед Богом. Раскаяние в грехе предполагает решимость изменить свою жизнь ради соединения с Богом. Духовная чистота достигается длительной и трудной, но приносящей удивительную радость ра­ботой по искоренению в себе греховных привычек и страстей.

Для удобства подготовки приведём крат­кий список грехов, с которыми следует бо­роться в своей жизни в соответствии с за­поведями Господа.

1. Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
Грехи: безбожие, лжеучения, магия, хож­дение к “бабкам” и целителям, увлечение астрологией (в том числе и чтение гороско­пов), участие в сектах, гордыня, хвастов­ство, карьеризм, самонадеянность, самолю­бие.

2. Не делай себе кумира, не поклоняйся и не служи им.
Грехи: идолопоклонство, вызывание ду­хов, кормление “домовых”, гадание, угодни­чество и почитание человека как Бога, сре­бролюбие.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.
Грехи: кощунство, издевательство над святыней, сквернословие, божба, наруше­ние данного Богу обещания, чертыханье, пренебрежение чтением Библии.

4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему.
Грехи: непосещение богослужений, рабо­та в праздники, лень, нарушение поста.

5. Почитай отца твоего и мать.
Грехи: оскорбление родителей, непочи­тание их и непоминовение их на молитвах, ругань на священство и власти, непочтение к старшим и учителям, отказ в приглашении священника к родным перед смертью.

6. Не убивай.
Грехи: убийство, аборты, гнев, ругань, драки, ненависть, обиды, злопамятство.

7. Не прелюбодействуй.
Грехи: супружеские измены, внебрачные отношения, гомосексуализм, рукоблудие, смотрение порнографии.

8. Не кради.
Грехи: воровство, мошенничество, взя­точничество, ростовщичество, скупость.

9. Не произноси ложного свидетельства.
Грехи: лжесвидетельство, ложь, клевета, сплетни, предательство, обман.

10. Не желай чужого.
Грехи: зависть, недовольство своим по­ложением, ропот.

Эталон нравственности выражен Иису­сом Христом в ответе законнику на его во­прос о наибольшей заповеди: «…возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою…сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и проро­ки» (Евангелие от Матфея, гл. 22, ст. 35–46).

В подготовку к причастию входит чте­ние определённого молитвенного правила и воздержание в пище от скоромных про­дуктов — яиц, мясных и молочных яств. Длительность этого воздержания и объём молитв определяются совместно со свя­щенником и зависят от частоты причаще­ния. Рекомендуется также посетить вечер­нее богослужение накануне. Если в тексте молитв вам встретились непонятные сло­ва, подчеркните и попросите священника их пояснить.

В день причастия с полуночи и до окон­чания литургии ничего не едят и не пьют, не курят. Существует требование и к теле­сной чистоте: накануне причащения супру­гам следует воздержаться от телесных отношений. Общее правило определения меры поста таково: чем реже человек причащает­ся, тем строже и больше должен быть теле­сный пост, и наоборот. Мера воздержания также обуславливается семейными и социальными обстоятельствами — жизнь в нецерковной семье, тяжёлый физический и интеллектуальный труд. В этих условиях мера подготовки, естественно, снижается. Для христиан, соблюдающих однодневные и многодневные посты, во время Светлой Пасхальной седмицы и Святок телесный пост перед причастием, как правило, полностью отменяется. Если вы по тем или иным при­чинам не можете исполнить все эти правила, решите этот вопрос лично со священником. О Таинствах исповеди и причастия, о Боге и христианстве вы сможете прочесть в литературе, которая предложена в нашей церковной лавке и доступна в библиоте­ке храма. Священник бу­дет рад ответить на ваши вопросы и дать пастырский совет в случаях, когда необхо­дима личная беседа.