Степени священства
Апостолы установили три степени священной иерархии — епископскую, священническую и диаконскую. Священнослужители через рукоположение получают благодать Святого Духа для служения Церкви: учить людей христианской вере и доброй жизни (благочестию), совершать службы в храме и в домах и направлять церковную жизнь.
Епископы (архиереи) получают высшую степень благодати. Епископы равны между собой по степени благодати, но по своим административным обязанностям подразделяются на епископов, викариев, архиепископов, митрополитов и патриархов. Архиереям принадлежит право, кроме совершения всех богослужений и проповеди слова Божия, посвящать (рукополагать) пресвитеров и диаконов, освящать миро, антиминсы и храмы, и управлять церковными делами в подчиненных им приходах. В современной церковной практике кандидатов в епископы выбирают исключительно из монашеского звания.
Пресвитеры (или священники, по-гречески иереи) получают благодать совершать с благословения своего епископа церковные службы и таинства (кроме таинства рукоположения новых священников), проповедуют слово Божие и управляют делами в своем приходе. Старшие иереи называются протоиереями. Священники-монахи называются иеромонахами, старшие среди них игуменами, а еще более старшие — архимандритами.
Диакон по-гречески означает служитель. При совершении богослужения диаконы помогают епископам и священникам, а самостоятельно служить не могут. Служение диакона украшает службу, но не является обязательным, так что во многих церквах службы совершаются без диакона. Первый диакон, служащий при епископе, называется протодиаконом (или архидиаконом, если он из монашествующих).
В богослужениях еще принимают участие чтец, который читает молитвы, или псаломщик, который может не только читать, но и петь на клиросе. Нередко на клиросе помогают прихожане, умеющие петь и читать по богослужебным книгам. Регент и хор содействуют благолепию праздничных богослужений.
Священнослужители вместе с богомольцами образуют одну духовную семью — малую церковь. У всех членов этой церкви должна быть одна цель: спасать свою душу и содействовать спасению других. Постоянные богомольцы того или иного храма называются прихожанами. В своем храме они исповедуются и причащаются святых Таин, венчаются, сюда приносят детей для крещения и умерших для отпевания.
Каждый православный христианин должен быть прихожанином какого-либо храма, считать его главной своей святыней и заботиться о его благолепии, а также о материальном обеспечении лиц, занятых в храме.