Рождественское послание митрополита Екатеринодарского и Кубанского Павла

Рождественское послание митрополита Екатеринодарского и Кубанского Павла

«И рече им Ангел: не бойтеся; се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем. Яко родися вам днесь Спас, Иже eсть Христос Господь» (Лк. 2, 10-11)

Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сёстры! От всего сердца поздравляю вас с великим и спасительным праздником Рождества Христова!

Многочисленное воинство небесное ныне славит Бога, возвещая радостную весть о рождении Спасителя, Который есть Христос Господь: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение (Лк. 2, 14).

Сегодня, вто́ря Ангельскому хору, мы светло празднуем Христово Рождество, с любовью приносим благоговейное и благодарственное поклонение Богомладенцу, поздравляя друг друга с нашей общей радостью.

Преобразующий свет Рождества Христова вновь озаряет нашу жизнь, и в храме все пронизано праздничным ликованием.

Святая Церковь рождением Христа вновь возглашает о явлении миру света разума. В этом великом дне исполнилось данное людям чудесное обетование Божие о грядущем Спасителе мира.

К рождению Спасителя человечество готовилось еще со времен Адама. Приняв в лице своего прародителя в раю наказание за преступление, оно получило и обетование о великом событии, которое должно во благовремени совершиться, – и после того, когда семя жены сотрет главу змия (Быт. 3, 15), тогда человек вновь обретёт утраченный рай.

И событие это свершилось: «Сегодня Вифлеем уподобился небу, вместо звёзд приня́в поющих ангелов, а вместо солнца неизъяснимо вмести́в Солнце правды… Сегодня рождается Сущий… будучи Богом, Он соделывается человеком, не переставая быть Богом; …будучи Словом, Он стал плотью, так что естество Его осталось неизменным по своему бесстрастию», – пишет святитель Иоанн Златоуст в «Слове на Рождество Спасителя нашего Иисуса Христа».

Снова мысленно мы встречаем Христа, сходящего с небес на спасение рода человеческого, снова слышим радостные песнопения, наполняющие дом Божий: «Христос рождается, славите! Христос с небес, срящите!»; восклицаем восторженно: С нами Бог! Разумейте, языцы и покоряйтеся, яко с нами Бог! (Ис. 8, 9-10).

Бог открыл Себя человечеству во всей полноте в воплощении Своего Единородного Сына. Апостол и евангелист Иоанн Богослов свидетельствует: Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре о́тчем, Он явил (Ин. 1, 18). Великая Тайна Откровения и Промысла Божия свершилась – в наш искажённый грехом мир снисходит Творец Вселенной и озаряет тьму человеческой истории, обещая: Я свет миру, кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ин. 8, 12). Через Его воплощение человечество узнает о том, что Бог есть путь и истина, и жизнь (Ин. 14, 6), что Бог есть Любовь (1 Ин. 4, 7-8; 16; 2 Кор. 13, 11).

Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас (1 Ин. 4, 8, 19), – пишет Апостол. Чем может человек ответить на спасительную любовь Творца, когда ему открылось, что он любим Богом? Только верностью, верой в Его Божественное Слово, следованием Ему: будем творить заповедь Христову – «да любите друг друга» (Ин. 13, 34).

Где нет любви, там нет и быть не может истинной жизни, Божественной жизни, в которой должно пребывать всякое бытие, получившее свое начало от Бога, – писал священномученик Александр Миропольский в своей работе «Любовь – сущность христианства», – все творения Его «должны проявлять в себе Божественную жизнь любви… и быть проводниками свойств и совершенств Его в жизнь всей вселенной»; кем воспринимается Божественная жизнь любви, в том присутствует Сам Бог.

Апостол Павел разъясняет, что живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут (Рим. 8, 5-8).

Любовь же Божия, Его Правда, принесенная через Рождество Иисуса Христа в мир, по слову Спасителя, пребывая в нас, преображает и делает чадами Божиими. И никто не отлучит нас от любви Божией во Христе Иисусе (Рим. 8, 35-39).

Мы восклицаем: «С нами Бог!», но Он с нами не только как Творец со Своим созданием, Он Сам стал одним из нас, Он называет нас братьями и, как брат, готов болеть нашими болезнями и в немощах наших сострадает нам (Евр. 2, 11-12, 18).

В минувшем году Господь посещал нас многими скорбями, все народы мира столкнулись с тяжелыми испытаниями: по всей Земле распространилось губительное поветрие. Не следует забывать предупреждение Спасителя – в мире будете иметь скорбь (Ин. 16, 33). В жизни праведников можно найти множество примеров и принять их как прообраз нашей современной жизни: на смену дням благоденствия, когда Господь дарует земные блага, приходят испытания. И то, и другое посылается одной десницей – десницей Божией, неизменно праведной, творящей спасение посреди земли.

Ныне все народы мира переживают чрезвычайно трудное время. Православные люди всегда знали, что в основе подобных испытаний и бедствий лежит повреждение человеческой души, что без воли Божией не устоять никакому человеческому устроению, что изменить все к лучшему невозможно без веры, надежды и любви. В таких испытаниях побеждает нелицемерная вера в Бога. Человеку следует всегда помнить о Боге и воздавать Ему подобающую славу, хвалу и благодарение. Не надейся человек на князей, на сынов человеческих, потому что в них нет спасения, — призывает каждого из нас святой пророк и псалмопевец Давид (Пс. 145.3). И апостол Павел, дополняя эту важную мысль, призывает отвращаться от соблазнов окружающей нас суеты и свято хранить в Церкви нашей «единство духа в союзе мира» (Еф. 4, 3). Страдания не должны ожесточать наши души, не надо унывать, отчаиваться и паниковать! Силою Возлюбившего нас Господа (Рим. 8, 37) все эти трудности преодолеваются.

Святая Церковь – не от мира сего, но беды и страдания людей, живущих в мире, ей близки, она всегда со своей паствой, разделяет её горести, молится о своих верных чадах, ободряет словами Господа: мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16, 33); и Его пророков: укрепитесь руки опустившиеся и колена ослабленныя; ободритесь, малодушные; укрепитесь, не бойтесь (Ис. 35, 3-4). Пусть самый слабый скажет: я – силен (Иоил. 3, 10).

Ныне пусть каждый верующий и не имеющий возможности быть в храме на богослужении, будет уверен, что он не забыт в Церкви Христовой и у Бога, что о нём возносится молитва ко Господу. Попущенные испытания мы должны рассматривать, как уроки вразумления Божия, принимать и преодолевать их с верой и надеждой на Его всесильную помощь и спасительную любовь. Ведь, благодаря Любви Творца, человеку дарован истинный Источник жизни. Не будем отчаиваться (2 Кор. 4, 8), ибо теперь ничто не может отлучить нас от любви Божией (Рим. 8, 39), отнять право называться и быть детьми Божиими (1 Ин. 3, 1).

Будем же молиться за Отечество наше — Русь святую, и преображать свою жизнь с помощью Божией. Только так мы сможем преодолеть несовершенство человеческой природы и соделать нашу жизнь исполненной радости, мира, надежды и благоволения, которые принёс на землю и даровал всему человечеству родившийся в Вифлееме Христос Спаситель.

Пусть свет Вифлеемской звезды всегда проникает в наши души, помогая идти по нелегким жизненным путям, сопровождает во всяком добром деле, пусть грядущее лето благости Господней будет преисполнено богатыми милостями и щедротами от Богомладенца Христа для каждого из нас.

+Павел,
митрополит Екатеринодарский и Кубанский, глава
 Кубанской митрополии

Рождество Христово
2020/2021 год
г. Екатеринодар