Прощеное воскресенье

Прощеное воскресенье

«Прощайте, и прощены будете» (Лк. 6:37)

Прощеное воскресенье – последний день перед Великим постом. В этот день на Литургии в храмах читают Нагорную Проповедь, в которой говорится о прощении обид ближним.

Все православные просят друг у друга прощения за причиненные обиды — чтобы приступить к посту с доброй душой, сосредоточиться на духовной жизни. А вечером накануне наступления Великого поста в храмах совершается вечерня с особым Чином прощения, когда священнослужители и прихожане просят друг у друга прощения: после вечерни, священник подает пример и первый у всех просит прощение. После этого, все прихожане подходят и испрашивают у него прощение, а также и у друг друга. В этот день, все делают всё от себя возможное чтобы со всеми примириться.

Традиция просить прощения в последнее воскресенье перед Великим Постом восходит к древним египетским монахам. Монахи на время Великого поста уходили поодиночке в пустыню. Это было очень опасное путешествие, ведь выжить в песках нелегко. И действительно, возвращались к Пасхе далеко не все. Поэтому перед уходом в пустыню монахи, как перед смертью, всегда просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, чтобы в случае гибели не осталась не прощенной обида, которую они могли нанести в период совместного проживания.

В дореволюционной России, существовал обычай царю испрашивать прощения у своих подданных. С этой целью царь объезжал войска, просил прощения у солдат, посещал монастыри.

Нам заповедано прощать — и прощенное воскресенье еще раз об этом напоминает. Для многих это еще один повод обратить внимание на своих родных.

Легко ли обидеть человека? Легко. Именно самых близких мы больше всего и обижаем. Пусть ненароком, пусть вроде бы не явно, невниманием, например. Думаешь, надо бы попросить прощения, да суета и спешка берут свое. Мы нуждаемся в прощении, но для этого мы должны научиться сами прощать других людей.

Легко ли обидеться самому? Легко. Мы постоянно сталкиваемся с мелкими обидами на работе, с пренебрежением от тех, на чье внимание мы рассчитывали, с язвительными словами, сказанными в наш адрес, с невыполненными обязательствами, с нарушенными обещаниями.

Легко ли простить? Прощать трудно. Не хочется. Самих себя мы готовы оправдывать и прощать, ссылаясь на различные причины, а других – ну никак! Но нам нужно научиться прощать обиды. Именно обиды и мелкая мстительность вернее всего разрушают нашу духовную жизнь.

Прощать вовсе не значит процедить сквозь зубы «Прощаю» или внушать себе, что я не помню обиды, в то время когда сердце ею переполнено. Прощение – это не формальный акт, не сухая констатация факта, это, прежде всего, сложный и трудный внутренний процесс.

Легко ли просить прощения? Да, это серьезный шаг – попросить прощения. Недаром православные говорят, что самый трудный подвиг – это покаяние.

Полезно просить прощения за что-то конкретное: если я вспоминаю, что с этим человеком когда-то грубо поговорил, когда-то не оказал помощи, мало уделял внимания, будет лучше, если я попрошу у него прощения за эти прегрешения «поименно». Обобщенное «прости за всё» похоже на «во всем грешна» на исповеди; реального покаяния в обоих случаях в равной степени может не оказаться.

В Прощенное воскресенье есть обычай просить в храме прощения у тех прихожан, которые друг с другом даже не знакомы. В этом, довольно странном действии, есть своя логика и смысл. Конечно, просить прощения у человека, которого ты не знаешь и никогда с ним не общался, глупо. Но это, если речь идет о личной обиде или оскорблении.

А если о другом? Все мы – часть единого целого. Мы связаны друг с другом как клеточки одного организма. Кто-то находится дальше, кто-то ближе друг к другу, но, так или иначе, мы едины. Мы все виновны и подсудны. Мы все нуждаемся в прощении и оправдании. Но не от самих себя, а от людей и Бога.

Наше прощение, безусловно, — в руках Божиих. Ему решать. Но мы слышим благовестие Спасителя: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный».

В Прощеное воскресенье православные вспоминают также Изгнание праотца Адама из рая. Поэтому еще Прощеное воскресение называется «Адамовым изгнанием из Рая». Считается, что это скорбное событие – источник всех наших мирских бед. Причина изгнания Адама – грех, совершенный прародителями, злоупотребившими даром свободной воли и нарушившими божественную заповедь послушания.

На литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди (Мф. 6:14-21), где говорится о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного.