Внутреннее устройство храма

Внутреннее устройство храма

По образцу ветхозаветного храма, который имел двор, святилище и святое святых, православный храм также разделяется на три части: притвор, среднюю часть и алтарь.

Притвором называется западная часть храма, где находится главный вход. В древней церкви он предназначался для оглашенных (готовящихся к принятию Крещения) и для кающихся (отлученных от Причащения за тяжкие грехи). Обычно притворы были большого размера, и иногда в них устраивались бассейны для крещения взрослых. В настоящее время притворы сравнительно небольшие. В них продаются свечи и просфоры. Лестница, ведущая в притвор, и верхняя ее площадка называются папертью.

Средняя часть храма, где стоят молящиеся, отделяется от алтаря иконостасом: перегородкой с множеством икон. В самых древних храмах эта перегородка была низкой и не имела икон.

Только с конца 8-го столетия после осуждения иконоборческой ереси к перегородке между алтарем и средней частью храма стали прикреплять иконы, и перегородки стали сооружаться более высокими. Так с веками образовался иконостас, состоящий из нескольких рядов икон, расположенных по определенному плану.

В иконостасе имеются три двери, ведущие в алтарь: средняя — царские врата (через них Сам Господь, Царь Небесный, невидимо входит в Святых Дарах или Причащении) и две боковые (с правой стороны — южные, а с левой — северные). На Царских вратах изображаются Благовещение Пресвятой Богородицы и четыре Евангелиста (Матфей, Марк, Лука и Иоанн), а на боковых — архангелы Михаил и Гавриил.

По правую сторону от Царских врат всегда находится икона Спасителя, а по левую — икона Божией Матери. Справа от иконы Спасителя помещается храмовая икона с изображением события или святого, в честь которого освящен храм.

По бокам нижнего ряда иконостаса размещаются иконы особенно чтимых святых (Иоанна Крестителя, Николая Чудотворца и др.). Над Царскими вратами всегда висит икона Тайной Вечери, напоминающая о главном таинстве, совершаемом в храме: Причащении.

Иконостасы обычно имеют несколько рядов — ярусов. Во втором ярусе помещаются иконы двенадцати главных праздников, в третьем — апостолов, в четвертом — пророков. Верх иконостаса завершается крестом.

Иконостас обычно расположен на возвышении, называемом солеей. Солея предназначается для лиц, участвующих в богослужении. Середина солеи против Царских врат называется амвоном; здесь диакон произносит молитвы (ектеньи) и читает Евангелие, сюда же верующие восходят для причащения Святых Таин. По краям солеи находятся клиросы для чтецов и певцов. У клиросов ставятся хоругви, т.е. иконы на мягком материале, прикрепленные к длинным древкам, в виде вертикально висящих флагов. Они выносятся во время крестного хода, как церковные знамена.

Алтарь — это самая священная часть храма. В алтаре стоят престол и жертвенник. Престолом называется особо освященный четырехугольный стол, на котором совершается таинство Причащения. Покрытый священными одеждами, он находится посредине алтаря. На нем лежат крест, евангелие, антиминс, стоят дарохранительница и дароносица.

Дарохранительницей называется ковчег (ящик), в котором хранятся запасные Святые Дары. Дароносицей называется небольшой ковчег, в котором священник переносит Дары для причащения больных на дому. Антиминс — это шелковый плат, на котором изображено положение Иисуса Христа во гроб и орудия страданий Спасителя: терновый венец, копье, губка, столб бичевания, гвозди и др.

На антиминсе указывается: когда, для какого храма и каким архиереем он освящен. На оборотной стороне антиминса пришивается мешочек с частицей святых мощей, следуя традиции первых веков христианства, когда верующие на гробах мучеников совершали таинство Причащения. Без антиминса, освященного архиереем, нельзя совершать Литургии. Для большей сохранности антиминс завертывается  еще в один шелковый плат.

За престолом стоят крест и семисвечник.

Жертвенником называется стол, также покрытый священными одеждами, на котором совершается проскомидия, т.е. приготовляются хлеб и вино для совершения таинства Причащения (Евхаристии). Он стоит в северо-восточном углу алтаря. На нем находятся священные сосуды: чаша (потир), в которую вливается церковное вино; дискос — небольшое круглое блюдо на подставке, с изображением Младенца Иисуса, лежащего в яслях; на дискос кладется хлеб (Агнец — вырезанная средняя часть просфоры) для освящения на Литургии, а также частицы, вынутые из других просфор; звездица, состоящая из двух, крестообразно соединенных между собой, изогнутых металлических дуг; она поставляется на дискосе для того, чтобы покров не прикасался к вынутым из просфор частицам; копье, которым вырезается из просфоры Агнец и вынимаются частицы из просфор; лжица (ложечка) для причащения верующих; губка для вытирания чаши.

Иногда в храме, кроме главного, помещаются еще несколько боковых алтарей, называемых приделами. В них служатся ранние литургии и некоторые менее торжественные богослужения.

Главный алтарь, куда обращены взоры молящихся, находится на восточной стороне храма. С апостольских времен принято молиться на восток, символизирующий Иисуса Христа, Сына Божия, просвещающего всякого человека, приходящего в мир.

Литургия, совершаемая в храме, имеет не земное, а небесное происхождение. К такому заключению приводит видение, описанное апостолом Иоанном Богословом в книге Откровения.

Действительно, небесное богослужение, виденное им, во многом напоминает нашу православную Литургию: небесный престол, семисвечник, золотая кадильница с курящимся фимиамом, чаша, закланный Агнец посреди престола, старцы в светлых одеждах и золотых венцах, предстоящие престолу, а далее — бесчисленное множество ангелов и праведников, славословящих Творца (От. 4-5 главы). 24 старца соответствует 24-ом священническим чредам, установленным царем Давидом для служения в храме (1 Паралип. 24:1-18).

Как на Небе, так и в Православном храме закланный Агнец возлежит на престоле. Видение апостолом Иоанном под небесным престолом душ, убиенных за слово Божие, соответствует мощам святых мучеников, на гробницах которых в древности совершались Литургии. Таким образом, приходя в храм на божественную Литургию, надо осознавать, что мы удостаиваемся участвовать в великом и таинственном священнодействии. На ней наши молитвы сливаются с молитвами ангелов и святых угодников, окружающих престол Небесного Царя.

< оглавление

наверх